МБДОУ "ЦРР - детский сад №181" г. Воронежа                           

 

Вход на сайт

Вы здесь

    Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ

    Коррекционная работа педагога-психолога

    Цель: формирование психологической готовности к школе - развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод ее в непосредственный актив - в зону актуального развития.

    Задачи:

    • Развитие основных психических функций детей – памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
    • Развитие умения образно и логически мыслить.
    • Развитие воображения ребенка.
    • Развитие произвольности дошкольника.
    • Создание содержательной основы для развития любознательности ребенка, как основы познавательной активности.
    • Развитие сенсорно-моторной координации и мелкой моторики руки детей.
    • Формирование адекватной самооценки дошкольника.
    • Снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций.
    • Формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.
    • Снятие психологического стресса перед школой.
    • Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

    Условия реализации программы:

    • Благоприятный психологический климат в группе.
    • Создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
    • Позиция сотрудничества педагога с ребенком, как с равным партнером.
    • Предметно – развивающая среда с учетом возрастных особенностей ребенка.
    • Материально – техническое оснащение педагогического процесса.

     

    Принципы коррекционно-развивающей работы:

    • Безусловная ценность внутрен­него мира ребенка, приоритетность потребностей, целей и ценнос­тей его развития, следование за естественным раз­витием ребенка; на каждом возрастном и социокультурном эта­пе онтогенеза.
    • Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отноше­ний с миром и самим собой, создание усло­вия (ситуаций выбора), побуждающих ребенка к нахож­дению самостоятельных решений, помогая ему принимать на себя ответственность за свои поступки.
    • Создание в рамках объективно данной ребенку социально-педаго­гической среды условий для его максимального в дан­ной ситуации личностного развития и обучения.
    • Мультидисциплинарность сопровождения - со­гласованная работа специалистов, включенных в единую организационную мо­дель и владеющих единой системой методов.

     Основные направления деятельности педагога-психолога

                 Педагог-психолог оказывает психологическую помощь участникам воспитательного процесса в ДОУ, занимается анализом актуального уровня развития детей, коррекционно-развивающей работой, сопровождением образовательного и педагогического процесса в ДОУ.

     Диагностическое

    Коррекционно-

    развивающее

    Консультативное

    Профилактическое

     

    • выявление особенностей психического развития ребенка и соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам
    • выявление уровня развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности, мышления)
    • изучение эмоционально-волевого и личностного развития детей по запросу родителей
    • проведение обследования детей и
    • определение готовности старших дошкольников к обучению в школе;
    • диагностика игровой деятельности детей;
    • диагностика взаимоотношений детей со взрослыми;
    • диагностика взаимоотношений со сверстниками (социометрия).

     

    • Развитие основных психических функций
    • Развитие эмоциональной сферы
    • Обеспечение высокого уровня подготовки к школе
    • Информирование об индивидуально-психических особенностях детей.
    • Помощь в осуществлении индивидуального подхода к ребенку
    • Выработка рекомендаций по коррекции отклонений в развитии
    • Помощь при адаптации детей в детском саду
    • Индивидуальное и групповое информирование родителей об основных закономерностях психического развития ребенка и его индивидуальных проявлениях на различных стадиях развития
    • Обучение родителей методам и приемам организации занятий с детьми
    • Ознакомление родителей с элементами диагностики психических процессов
    • Персональные рекомендации родителям
    • Развитие осознания педагогического воздействия родителей на детей в процессе общения;
    • Снижение уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу
    • подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении;
    • повышение психологической компетенции педагогов.

     

    • Соблюдение в детском саду условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе
    • Индивидуальная работа с ребенком направленная на профилактику отклонений в развитии
    • Психолого - педагогическое просвещение родителей
    • Персональные рекомендации родителям
    • Ознакомление родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка
    • Информирование родителей и воспитателей об индивидуально-психических особенностях детей по результатам психологических исследований, в той части, которая была бы полезна им.
    • Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
    • Повышение компетенции педагогов в вопросах психологии
    • Формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности

      

    Этапы системного психолого-педагогического сопровождения

     1 этап

    Сбор информации о ребенке. Пер­вичная диагностика ребенка. Анкетирование родителей и пе­дагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов труда и деятельности ребенка.

    2 этап

    Анализ полученной информации и определение детей, которым необходимо коррекционно-развивающее сопровождение. Условно вы­деляются следующие группы

    • дети, имеющие предпосылки (медико-биологические, социаль­ные, психолого-педагогические) к возникно­вению тех или иных проблем в развитии;

    • дети, имеющие проблемы в развитии на данный момент;

    • дети, имеющие отклонения в развитии.

    Такое условное деление помогает оп­ределить основные виды и направления комплексной помощи де­тям, родителям, педагогам

    3 этап

    Совместная выработка рекомендаций для ребен­ка, педагога, родителей, специалистов

    4 этап

    Консультирование всех участников сопро­вождения о путях и способах решения проблем ребенка

    5 этап

    Решение проблем, т.е. выполнение рекоменда­ций каждым участником сопровождения.

    6 этап

     Анализ выполненных рекомендаций всеми уча­стниками.

    7 этап

    Анализ итоговой диагностики

     Формы работы педагога-психолога

     Субъекты

     

     

    Дети

    • Диагностика
    • Коррекционно- развивающие индивидуальные и групповые занятия
    • Индивидуальное сопровождение детей

     

    Родители

    • Консультации
    • Родительские собрания
    • Анкетирование
    • Наглядная информация

     

    Воспитатели и специалисты

    • Системное сопровождение педагогического процесса,
    • Консультации
    • Педагогические советы
    • Семинары
    • Мастер-классы
    • Анкетирование

      Моделирование условий осуществления педагогического процесса

    Создание условий

    Использование программ

    Использование методических пособий и дидактического обеспечения

    Численность детей на занятии не должна превышать 6 человек. Занятие длительностью 25 или 30 минут проводится один раз в неделю, в течение учебного года и полностью соответствуют возрастным, психологическим и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста.

    Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач, включает в себя динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики, один вид деятельности сменяется другим. Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, объединенные единым увлекательным сюжетом, имеющие проблемно – практический характер. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования.
    Сложность от занятия к занятию возрастает, в то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей, и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять.
    Физкультминутки и релаксационные упражнения сопровождаются расслабляющей музыкой.  Основное внимание уделяется развитию внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, что позволяет обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание и, что позволит дошкольнику в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой

    «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми» ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

    «Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста» В.М. Минаева Москва 1996,  К.Фопель.

    «Как учить детей сотрудничать?» ч. 1-4. – М.: “Генезис”, 1999,

    «Гимнастика мозга» П. Деннисон и Г. Деннисон, пер. С.К. Масгутовой, М. Восхождение 1998  

     

    «Коррекция эмоциональной сферы младших школьников» Воропаева И.П.

    «Психология» Столяренко Л.Д.

    «Психология для родителей» под редакцией Спиваковской А.С. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников» Тихомирова Л.Ф.

    «Особенности психологического развития детей 6 –7 летнего возраста» под редакцией Эльконина Д.Б. и Венгера А.Л.

    «Диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе» Минаева В.М. Психологически-коррекционная и развивающая работа с детьми» под редакцией Дубровиной И.В.

    «Психолог в детском дошкольном учреждении» под редакцией Лаврентьевой Т.А.

    «Диагностика психического развития детей» Марциковская Т.Д. 

    «Развитие эмоций дошкольников» Минаева В.М.

    «Ступеньки творчества или развивающие игры» Никитин Б.П.

    «Практикум по психологическому консультированию» Абрамова Г.С.

    «Гимнастик мозга» П. Деннисон и Г. Деннисон

    «Играем пальчиками» Цвынтарный В.Д.

    «Методы развития памяти, образного мышления, воображения» Матюгин М., Рыбникова И.

    «Азбука общения» Шилицына Л.М. «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте» Маркова А.К.

    «Диагностика готовности детей к обучению в школе» Дмитриев Ю.А.

    «Психогимнастика» Чистякова М.И. «Здравствуй, я сам!» Крюкова С.В.

    «Психологический театр» Ефимова Н.С.